ФГОС ООО
О переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.
Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических
- информационно-методических.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:
- разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).
Нормативная база введения ФГОС ООО обеспечивается следующими документами:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
При введении ФГОС ООО следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»
Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-155203 «Об оснащении ОУ учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. N 1644 " Об утверждении ФГОС ООО"
Приказ МО РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 Об утверждении и введение в действие ФГОС ООО"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 "Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ"
Нормативные документы (региональный уровень)
-
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Нижегородской области" (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 г. № 429-р).
-
План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010-2015 годов (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2010 г. № 1445-р).
-
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 27 февраля 2010 г. № 180"О создании координационного совета при министерстве образования Нижегородской области по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования" ( в редакции приказа от 6 марта 2015 г. № 658)
-
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 09 февраля 2015 г. № 316-01-100-366/15 "О размещении проектов примерных основных образовательных программ"
-
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 17 февраля 2015 г. № 316-01-100-468/15"О направлении методических рекомендации по реализации ФГОС ООО в 5 класса"
Документы школьного уровня
Приказ о переходе на обучение по ФГОС ООО
Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ООО